Оценка риска и уязвимости фальсификации

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы и произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос
В №8 2020г. журнала «Молочная промышленность» вышла статья, которую подготовили специалисты АНО «ММКС» А.В. Петиченко, Добаркина В.А.
Полную версию вы можете прочесть на сайте или скачать в формате PDF или JPG (прикреплены ниже).

 

Оценка риска  и уязвимости фальсификации

А.В. ПЕТИЧЕНКО, генеральный директор
В.А. ДОБАРКИНА, ведущий эксперт в области безопасности пищевой продукции ГК «ММКС»

 

Проблема фальсификации пищевых продуктов существует как  на международном, так и национальных уровнях. Причиной обострения проблемы является глобализация рынков, сложные и многоуровневые цепи поставок, тяжелые экономические условия. Рост цен на отдельные продукты,неурожай и дефицит являются сильнейшими стимулами для активизации экономически обусловленной фальсификации. Идеологические и политические мотивы создают угрозы для злонамеренного воздействия на здоровье потребителей.

По оценкам разных экспертов, количество контрафактной и фальсифицированной продукции по разным товарным группам в зарубежных странах составляет в среднем 5-10 %, России — от 35—40 до 90 %. По данным прессслужбы Роспотребнадзора, в 2019 г. В РФ доля фальсифицированной молочной продукции составила 17 %, мяса птицы - 6,6 %, рыбы —5,8 %, кондитерских изделий — 3,7 %.

На рис. 1 представлены данные о фальсификации на рынке США по данным FDA Структура фальсификации в США практически аналогична международной. Статистика инцидентов, связанных с безопасностью, причиной которых была определена фальсифицированная продукция, несколько иная (рис. 2). В данном контексте понятие «инцидент» понимается как факт наличия определенного негативного воздействия на здоровье потребителей. Больше всего инцидентов возникало с рыбной продукцией(31,1 %), алкоголем —7,9 %, мясной продукцией - 7,3 %. Фальсифицированная молочная продукция послужила источником проблем в 5,6 % случаев.


Чтобы определиться с инструментами предупреждения фальсификации,приведем ключевые определения. Согласно международному определению фальсификации от Глобальной инициативы пищевой безопасности GFSI (ВВУ7:2017) фальсификация или мошенничество, связанное с пищевой продукцией (Food Froud), — собирательный термин, охватывающий умышленное замещение, дополнение,подделку или искажение продовольствия/кормов для животных, пищевых/кормовых ингредиентов и упаковки для продовольствия/кормов, маркировки, информации о продукте или ложные,вводящие в заблуждение заявления о продукции с целью получения экономической выгоды, которая может повлиять на здоровье потребителей.

У экономически обоснованной фальсификации, как правило, финансовая мотивация. Получение повышенного дохода от продажи продуктов, которые вводят клиентов и потребителей в заблуждение, — это основная цель экономических фальсификаторов. Их намерение не состоит в том, чтобы вызвать болезнь или смерть того, кто будет употреблять эти продукты. Многие фальсифицированные продукты и наполнители безопасны для здоровья человека.

Совместно с понятием «фальсификация продукции» часто используют такие термины, как «угроза», «уязвимость», «риск».

В отличие от фальсификации угроза подразумевает умышленные действия, имеющие идеологическую, политическую или криминальную подоплеку и направленные против пищевой продукции и сырья, представляющие опасность подлинности и безопасности с целью причинить вред здоровью потребителей. Угрозы включают вредоносное загрязнение, вымогательство, шпионаж, подделку и киберпреступность.

Уязвимость — слабость или пробел в цепи создания пищевой продукции/процессе производства, которые могут быть не защищены от угроз и могут привести к потере активов. По своей сути это подверженность риску.

Риск в данном случае понимается как потенциальная вероятность потерь,вреда или разрушения активов в результате наступления угроз и наличия уязвимостей.

Производители пищевой продукции должны учитывать влияние возможных фальсификации и угроз на выпускаемую продукцию. Для этого нужно провести оценку риска возникновения угроз, оценку уязвимости своей цепи поставок, обеспечить защиту бизнеса и продукции от угроз и разработать защиту от возможной фальсификации. Национальное и международное законодательство уделяет с каждым годом все больше внимания обеспечению населения качественной и безопасной пищевой продукцией с учетом нарастающих возможных злонамеренных угроз и уязвимостей к фальсификации. Стратегия повышения качества пищевой продукции в РФ до 2030 г. отражает требования к предотвращению производства и завозу в страну фальсифицированной продукции.

   

Рис. 2. Статистика инцидентов безопасности продукции на рынке США, связанных с фальсифицированной продукцией с 2012 г. по настоящее время отражает требования к предотвращению производства и завоза в страну фальсифицированной продукции.

   

Глобальная инициатива пищевой безопасности GFSI в 2015 г. на международном уровне сформулировала новый трехкомпонентный подход к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, охватывающий три базовых подхода —- НАССР, ТАССР и VАССР (табл. 1).
Трехкомпонентный подход GFSI нацелен на профилактику в обеспечении защиты качества и безопасности пищевой продукции. Требования НАССР являются сердцевиной всех стандартов безопасности пищевой продукции уже много лет. Необходимость же оценки угроз (ТАССР) и уязвимости фальсификации (VАССР) появилась относительно недавно в ответ на внешние условия.

Современные международные стандарты по пищевой безопасности в той или иной форме содержат этот подход к обеспечению качества и безопасности пищевой продукции. В дополнение к требованиям НАССР в современных версиях стандартов появились новые требования, учитывающие вызовы, связанные с фальсификацией продукции и биотерроризмом (табл. 2).

   

Фальсификация возможна на любом этапе цепи поставок. В первую очередь риск фальсификации касается продовольственного сырья. Неурожаи, колебания спроса, экономическая ситуация в местах производства и продажи продовольственного сырья -— все эти критерии должны быть оценены с точки зрения возможностей для фальсификации. В производственном процесс самой организации также могут возникать риски для фальсификации. Эти риски могут быть связаны с экономической мотивацией персонала (в том числе и высшего руководства), особенностями функционирования внутренних процессов организации. На этапе реализации пищевой продукции оптовым потребителем также имеются риски фальсификации.

Чтобы предупредить фальсификацию, организация должна ответить на следующие ключевые вопросы:

  • Кто может хотеть фальсифицировать продукт/сырье?

  • Как они могут это сделать?

  • Почему мы уязвимы?

  • Как мы можем остановить их?

 Для оценки риска важно осознавать, кто может быть злоумышленником. Среди потенциальных злоумышленников — внутренние заинтересованные стороны (персонал) в цепи поставок, поставщики/субподрядчики, внешние заинтересованные стороны. Интересен психологический портрет фальсификаторов.

Среди них можно увидеть вымогателей,оппортунистов, экстремистов, индивидуумов с нерациональным поведением, недовольных индивидуумов, хакеров и других киберпреступников и, наконец, профессиональных преступников. Данную информацию следует учитывать при оценке уязвимостей и угроз.

Существует целый ряд методов оценки рисков фальсификации. Среди них достаточно много бесплатных и платных инструментов, которые могут помочь производителям и поставщикам пищевых продуктов в борьбе с фальсификацией для защиты своих потребителей (табл. 3).

   

Сканирование горизонтов — это поиск и анализ угроз и возможностей, которые появятся в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Например, изменение климата может привести к сокращению производства кофе, что может привести к росту цен и усилению активности фальсификации.
Анализ методик показывает, что характерной особенностью практически каждой из них является оценка сырья, поставщиков и внешних условий. В качестве примера приведены контрольные вопросы для проведения оценки уязвимости к фальсификации со стороны сырья, поставщиков и внешних условий.

Высшее руководство организации должно принять на себя обязательство противодействия фальсификации и обеспечения защиты продукции от внешних и внутренних угроз. Именно высшее руководство инициирует процесс управления рисками злонамеренных угроз и фальсификации, устанавливая организационные обязательства по их предотвращению и обнаружению.

В группу по оценке рисков, связанных с фальсификацией и угрозами безопасности пищевой продукции, должны быть вовлечены различные уровни управления. Данная группа должна сфокусировать внимание на стимулах и давлении, возможностях, подходах и рационализациях для совершения фальсификации и злонамеренных угроз. Обязательно должен быть оценен вовлеченный персонал и все аспекты возможностей для фальсификации. В частности, группа по оценке рисков фальсификации должна понимать, что чем выше значение катастрофичности последствий фальсификации, тем более высокого уровня руководители были в него вовлечены.

Результаты оценки уязвимостей и угроз могут быть включены в план управления опасностями. По итогам проведенной оценки уязвимостей и угроз должны быть разработаны контрольные мероприятия и предупреждающие действия, которые могут включать обучение персонала профилактике фальсификации, размещение защиты на продукт (единицу продукции, полуфабриката), потенциально уязвимый к фальсификации, изменение процессов с целью снижения уязвимости, сокращение цепи поставок.

Если организация не в состоянии обрести уверенность в целостности продукта, то нужно провести структурные изменения в логистике (цепи поставок).
Возможные структурные изменения: сделать цепь поставок короче, установить тесные отношения с поставщиками, изменить страну происхождения сырья, изменить закупочную политику, чтобы избежать аукционов, и т.д.

Проведение аудитов поставщиков — хорошая профилактика фальсификации. Проводите аудиты собственной системы менеджмента и аудиты поставщиков  без предварительного уведомления для обеспечения готовности системы в формате 24/7.
Хорошим системным инструментом работы с рисками и уязвимостью является менеджмент непрерывности бизнеса (ISO 22301—2019), но он потребует существенных изменений во всей организации. В любом случае система менеджмента предприятий пищевой индустрии включает процедуру реагирования на ЧС и действия в кризисной ситуации, а также требует проводить учения по реагированию на данные ситуации. Менеджмент непрерывности повышает защиту и устойчивость бизнеса с учетом значимого контекста организации и сокращает время восстановления. 

Современные внешние вызовы требуют от бизнеса, чтобы был разработан план на случай выхода из политически мотивированной атаки с использованием принципов управления непрерывностью бизнеса.


Таким образом, регулярно оценивая уязвимость и разрабатывая мероприятия на основе этих оценок, предприятия способны снизить риск фальсификации продуктов питания, влияющий на бизнес и клиентов.

Фальсификация негативно влияет на бизнес, зачастую добропорядочный. Падает доверие потребителей, снижаются продажи, падает выручка. Можно бесконечно долго кивать на несовершенства законодательства, а можно начать менять ситуацию к лучшему.
Формирование доверия потребителя к продукции, которую вы производите, должно быть руководящим принципом для всего, чем занимается ваша организация. Это требует целеустремленности, вовлеченности всех уровней управления.
Позиционирование формирования доверия к продукту как руководящего принципа организации повлияет на все аспекты ее деятельности: на то, как вы общаетесь со своими поставщиками, покупателями,сотрудниками и другими заинтересованными сторонами. 




Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку